Замминистра обороны Татьяна Шевцова объяснила, как будет работать новый закон о контроле средств гособоронзаказа

Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года отмечено, что нецелевое использование бюджетных средств, направляемых на реализацию государственного оборонного заказа, является прямой угрозой национальной безопасности государства, в связи с чем поручено разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств государственного оборонного заказа.

В течение полугода специалистами финансово-экономического блока Минобороны России во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами был подготовлен соответствующий проект, который в мае-июне был одобрен Государственной Думой и рассмотрен Советом Федерации.

В связи с этим заместитель Министра обороны Татьяна Шевцова провела брифинг для журналистов, где рассказала о целях и задачах нововведений в законодательство, о новой системе взаимоотношений между участниками ГОЗ.

 

 

— Татьяна Викторовна, почему именно сейчас возникла необходимость в появлении таких изменений в законодательстве?

— В первую очередь хотелось бы обратить внимание, что государством выделяются значительные денежные средства на переоснащение армии современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники.

Как мы знаем, законодательством на государственного заказчика всегда возлагается обязанность осуществлять контроль за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований по гособоронзаказу.

При этом прежней редакцией закона механизмы и инструменты такого контроля не были предусмотрены.

На практике это приводило к тому, что выделяемые государством средства не всегда расходовались на цели, связанные с исполнением контрактов по ГОЗ.

Так, проведенный в прошлом году, совместно с Росфинмониторингом,  анализ расходования бюджетных ассигнований выявил, что выданные нами авансы на производство конкретной продукции, в ряде случаев, направлялись предприятиями ОПК на цели, не предусмотренные контрактом.

Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года отмечено, что нецелевое использование бюджетных средств, направляемых на реализацию государственного оборонного заказа, является прямой угрозой национальной безопасности государства, в связи с чем поручено разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств государственного оборонного заказа.

Принятый закон предусматривает создание межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении гособоронзаказа, основными участниками которой являются Минобороны, Банк России, Росифинмониторинг, ФАС и Счетная палата.

 

— Что она из себя представляет?

— Межведомственная система контроля включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов, таких как использование единого уникального номера государственного контракта по всей цепочке расчетов по ГОЗ, открытие всеми участниками кооперации отдельных банковских счетов в уполномоченных  банках, которые становятся полноценными участниками контроля целевого использования бюджетных средств.

Основная цель создания данной системы –  это «окрасить» денежный поток, направленный на выполнение ГОЗ, отделить его от общей денежной массы предприятия, а также обеспечить прозрачность денежных потоков по всей цепочке исполнителей.

Для аналитической работы с данными о расчетах по гособоронзаказу Министерством обороны, согласно нормам закона, практически создана Единая информационная система расчетов по ГОЗ. Хочу отметить, что это самостоятельная система, принципы работы которой отличаются от системы ГАС ГОЗ, целесообразность интеграции с которой пока не очевидна.

Хочу подчеркнуть, что новые нормы законы создают эффективные инструменты не только для контроля, но и для профилактики нарушений в сфере ГОЗ в части предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.

Основным инструментом профилактики нецелевого использования средств по ГОЗ стал перечень операций, которые запрещено проводить по отдельным счетам.

В основу этого перечня вошли операции, затраты по которым по определению не могут быть частью госконтракта.

В частности, с таких счетов нельзя перечислять денежные средства на покупку ценных бумаг, драгоценных металлов в слитках,  на благотворительность, производить перечисление физическим лицам (за исключением заработной платы) и ряд других.

Соблюдение запрета будут контролировать уполномоченные банки.

Таким образом, принятые нормы закона не позволят направлять денежные средства на цели, не связанные с исполнением гособоронзаказа.

 

— Расскажите, какой была реакция предприятий ОПК на разработку этого закона?

— На стадии разработки закона Минобороны находилось в постоянном диалоге с предприятиями ОПК, по отдельным нормам закона возникали достаточно острые дискуссии.

Хотелось бы отметить, что во избежание избыточности контролируемых операций ко второму чтению в Государственной Думе был подготовлен ряд поправок, которые впоследствии были приняты в части, не противоречащей концепции межведомственной системы контроля, утвержденной Президентом.

 

— Каким образом будет строиться информационный обмен между Минобороны, Росифинмониторингом, ФАС, уполномоченными банками и предприятиями ОПК?

— Законом предусмотрено создание единой информационной системы, которая будет содержать информацию о расчетах по ГОЗ, ежедневно поступающую из уполномоченных банков.

К базе данных о расчетах по ГОЗ предусмотрен доступ головным исполнителям госконтрактов, государственным заказчикам, Росфинмониторингу, Счетной палате, Минпромторгу в пределах их компетенции на основании Соглашений об информационном обмене.

 

— Закон содержит достаточно строгие ограничения на использование денежных средств, которые получают предприятия ОПК в рамках выполнения госконтрактов. Некоторые представители промышленности считают, что это может серьезно усложнить финансово-хозяйственную деятельность заводов. Так ли это?

— Принятый закон не содержит дополнительных ограничений на использование денежных средств на цели, необходимые для выполнения ГОЗ.

Законодательство всегда содержало запреты на нецелевое использование бюджетных средств. С этой точки зрения новая редакция закона, обеспечив «окраску» бюджетных денег, не позволяет «маскировать» нарушения требований, прежде всего, бюджетного кодекса, что было возможно, когда деньги предприятий были в едином «котле» и обезличивались.

На наш взгляд, следует говорить не об ограничении на использование денежных средств, а об их прозрачности с целью наведения порядка на предприятиях ОПК в части повышения эффективного и целевого расходования средств бюджета.

При этом хочу особо отметить, что в сложившихся сегодня экономических условиях, Минобороны сохраняет практику авансирования госконтрактов по ГОЗ до 80%.

 

— Вводятся ли новые санкции в отношении предприятий, допустивших нецелевое расходование бюджетных средств?

— В части административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств особых новаций Закон не содержит.

В отношении необоснованного завышение цены на продукцию по ГОЗ мера ответственности будет определяться по результатам проверочных мероприятий, проведенных ФАС.

 

— Многие ожидают, что с принятием закона Минобороны получит целый набор карательных функций. Это правда?

— Безусловно, нет.

Межведомственная система контроля за исполнением ГОЗ не предполагает создание в Минобороны контролирующих органов.

Система построена на работе с информацией, которая и раньше была у банков, государственных органов, головных исполнителей ГОЗ. Однако эта информация была разобщена и не давала общей картины состояния дел в ОПК.

Объединив эту информацию в единую информационную систему, сняв ряд ограничений на обмен информацией, мы получили уникальный инструмент, позволяющий не только госзаказчику, но и исполнителю ГОЗ работать с учетом актуальной и достоверной информации обо всех участниках расчетов по ГОЗ и всех платежах.

Это качественно повысит уровень принимаемых управленческих решений.

На Минобороны законом возложены функции по ведению и сопровождению единой информационной системы, созданной на базе Национального центра управления обороной, поскольку именно Минобороны является основным заказчиком по ГОЗ, может обеспечить сохранность информации и имеет технические возможности для обеспечения информационного обмена.

Анализ информации, содержащейся в единой информационной системе, позволит всем участникам расширить свои возможности для решения функциональных обязанностей.

Минобороны, как государственный заказчик, получит возможность оценивать достаточность или избыточность авансирования исполнителей, что станет важным инструментом для проведения более взвешенной авансовой политике и снижения дебиторской задолженности. Решению этой задачи способствует и доступ госзаказчика к информации о степени исполнения контрактов участниками кооперации, которая также позволит принимать меры по профилактике нарушения сроков исполнения госконтрактов.

Минпромторг, как участник межведомственной системы, сможет точнее и объективнее подходить к решению вопросов по оказанию финансовой помощи предприятиям ОПК на модернизацию и развитие производства, более эффективно решать проблемы импортозамещения.

Счетная палата получает дополнительный инструмент, позволяющий дистанционно проводить оценку рисков нецелевого использования бюджетных средств.

ФАС сможет осуществить предварительную оценку рисков завышения цен, что обеспечит адресность проверок и усилит контроль в вопросах ценообразования продукции по ГОЗ.

Росфинмониторинг будет проводить работу по пресечению сомнительных операций и оценке финансовых рисков на основании информации об исполнителях по ГОЗ, содержащейся в единой информационной системе.

Как видите, при подготовке Закона удалось избежать дублирования функций участников межведомственной системы контроля, при этом значительно улучшить их информированность о финансировании и ходе исполнения ГОЗ.

Все это в комплексе будет способствовать своевременному исполнению ГОЗ и повышению эффективности целевого использования бюджетных средств.

 

 

 

Не пропустите:

 

Обратите внимание на наш спецкурс: